Это интересно
Новости по теме
|
Два самолета. Авиационная системаВ 1944 году советские летчики-истребители были оповещены о появлении у немцев нового оружия в виде связки двух самолетов, истребителя и бомбардировщика. Атаковать необычное летучее сооружение предписывалось с больших дистанций, ни в коем случае не приближаясь ближе для ведения огня. Победа грозила стать пирровой: «этажерка» могла рвануть так, что и атакующий самолет разнесло бы в клочья. Немудрено: Junkers-88 Mistel, который был «оседлан» «мессершмиттом» или «фокке-вульфом», на самом деле был супербомбой, загруженной несколькими тоннами взрывчатки. Перед целью самолеты разделялись, и пилот истребителя дистанционно управлял бомбардировщиком без экипажа, наводя его на цель. Очередное «чудо-оружие» Третьего рейха? Сумасшедшая идея гениальных немецких конструкторов? Да, только вот приоритет-то в этой области принадлежал нашей стране. Система Mistel была основана на идее, которую впервые опробовали в СССР – за десятилетие до Великой Отечественной… Летучий аэродром Начало тридцатых. Неуклюжие медленные бомбовозы ощетинились пулеметами. Но наиболее дальновидные авиаконструкторы понимают, что оборонительное пулеметное вооружение от перехватчиков противника не спасет – тем более, что и скорострельных авиационных пулеметов пока еще не изобрели. Между тем военные бредят дальними рейдами бомбардировочных эскадр далеко в тыл противника, куда истребительное прикрытие не долетит – горючего не хватит. Выхода не видно, если мыслить традиционно. И вот советскому военному инженеру Владимиру Вахмистрову приходит в голову небанальная идея… В баки истребителя не зальешь много бензина, но ведь ему не обязательно лететь самостоятельно всю дорогу до цели! Истребитель нужен только на период возможного воздушного боя. Что, если прицепить истребители к бомбардировщикам? В нужный момент они отстыкуются и сумеют защитить своих подопечных! В НИИ ВВС идея показалась перспективной. Собственно говоря, еще в годы Первой мировой и после нее проводили опыты использования «сцепки» истребителя с дирижаблем. Цеппелины, считавшиеся грозной воздушной силой, тоже нуждались в истребительном прикрытии. Специально разработанные системы позволяли самолету состыковываться и расстыковываться с дирижаблем в воздухе. Правда, стыковка была делом экстремально опасным. А ведь «зацепить» самолет с самолетом еще сложнее – скорости выше, нужен ювелирный маневр… Вахмистров решил: а пусть бомбардировщик взлетает уже с истребителями на крыле! Моторы всех трех самолетов при взлете будут работать, обеспечивая необходимую мощность. Затем совместный полет составного самолета осуществляется на моторах бомбардировщика, а истребители снова запускают двигатели перед тем как отделиться. Для первого эксперимента был выбран двухмоторный бомбовоз ТБ-1 и два истребителя И-4. Металлические гофрированные крылья ТБ-1 выдерживали вес истребителей. Правда, как выяснилось, закатить их на внушительную высоту не так-то просто. Потребовались длинные деревянные помосты у каждого крыла и дружное «Эй, ухнем!» аэродромной команды. 3 декабря 1931 года составной самолет, получивший кодовое название «Звено», отправился в первый полет. Взлет прошел успешно, а вот при расстыковке возникли проблемы. Каждый И-4 крепился к специальным фермам носителя в трех точках. Сначала летчик должен был освободить хвостовой замок, а потом сидевший в бомбардировщике инженер открывал замки на шасси. Однако вышло наоборот: сначала сработали передние замки, а хвост еще не отстыковался, набегающим потоком воздуха истребитель стало приподнимать… Работая рулями, летчик сумел быстро прижать свой самолет к крылу «летучего аэродрома» и без проблем освободить хвост. Второй истребитель тоже отстыковывался со сложностями: замок сработал нечетко, и крепежная пирамида повредилась. Однако в дальнейшем процедура старта с воздуха была отработана до автоматизма. Один из истребителей первого «Звена» пилотировал Валерий Чкалов, который был тогда не всенародно известным героем, а летчиком с сомнительной (в глазах начальства, но не коллег-пилотов) репутацией. За различные прегрешения (чаще всего имелось в виду «воздушное хулиганство») Чкалова дважды выгоняли из армии, да и посидеть ему пришлось не только на гауптвахте, но и в тюрьме. После успешных испытаний «Звена» Валерий Павлович был премирован мотоциклом с коляской и представлен к ордену. Однако «бдительные» начальники отреагировали на кляузу с родины Чкалова, в которой он обвинялся… в непролетарском происхождении. Это было достаточным поводом для того, чтобы уволить аса из НИИ ВВС – и следующие «Звенья» испытывались уже без него. |